Экономика ТРСК работает на свободной рыночной основе, хотя она по-прежнему сдерживается политической изоляцией турецких киприотов, отсутствием частных и государственных инвестиций, высоких транспортных расходов и дефицита квалифицированной рабочей силы. Несмотря на эти ограничения, экономика показывает впечатляющие результаты , так темпы роста в 2004 году был 9.6% и 11,4% в 2003 году, а доход на душу населения вырос почти в два раза, достигнув $ 7350 в конце 2004 года, по сравнению с $ 4409 в 2002 году. Этот рост был поддержан относительной стабильности турецкой лиры, занятости более 5000 турецких-киприотов на работах на Южном Кипре, где заработная плата значительно выше, и ощущался бум в сфере образования и строительного секторов.
Ослабление ограничений на поездки между двумя частями острова в апреле 2003 года включило большое количество передвижения (почти семь миллионов переходов на сегодняшний день) между двумя частями острова, без существенных межэтнических инцидентов. В августе 2004 года, новые правила ЕС позволили перевозить товары, произведенные на Северном Кипре, которые будут продаваться в Южном, при условии, что они будут соответствовать правилам установленными ЕС требованиям о происхождении и соответствовать санитарным / фитосанитарным нормам. Несмотря на эти усилия, прямая торговля между двумя сторонами на острове остается очень ограниченной.
Что касается внешней торговли, Турция остается, безусловно, основным торговым партнером Северного Кипра, поставляя 60% импорта и поглощая более 40% экспорта. Европейский суд (Европейский суд) вынес решение 5 июля 1994 года в отношении продукции из района на основе сертификатов происхождения. Решение Европейского суда гласит, что только товары, имеющие сертификаты о происхождении от «правительства Кипра» могут быть признаны для торговли странами-членами ЕС. Решение Европейского суда привело к значительному снижению турецкого -кипрского экспорта в ЕС - от миллиона долларов США 36,4 (или 66,7% от общего объема турок-киприотов экспорта) в 1993 году до US $ 13,8 млн в 2003 г. (или 28% от общего объема экспорта). Тем не менее, ЕС по-прежнему является вторым по величине торговым партнером Северного Кипра, с долей в 25% от общего объема импорта и 28 % доли от общего объема экспорта. Импорт из США достиг $ 7,1 млн в 2004 году, в то время как экспорт в США были менее, чем 10000 долларов США.
Северный Кипр также стремится диверсифицировать свои экспортные рынки, и теперь продает почти половину своего экспорта на Ближний Восток. Турция обязуется предоставлять на Северный Кипр кредиты и финансовую помощь на общую сумму $ 450 млн в течение трех лет для государственных финансов, туризма, банковского дела и приватизационных проектов. Турция также предоставляет помощь ежегодно в виде льготных кредитов в основном для турецких предпринимателей в поддержку экспортно-ориентированного промышленного производства и туризма. Всего турецкая помощь на Северный Кипр с 1974 года, по оценкам, превысит $ 3 млрд.
"Турецкая Республика Северного Кипра" признана только Турцией, что означает, остальной мир по-прежнему считает южную греческую администрацию в качестве единственного администратора всего острова. Это создаёт проблемы для Турецкой Республики Северного Кипра и его экономики. Иностранные фирмы и инвесторы не могут делать бизнес на Турецком Кипре, так как они не могут передавать денежные средства или товары из страны, которая не признается в качестве независимого государства. В результате, экономика на Турецком Кипре по - прежнему сильно зависит от сельского хозяйства и государственной службы, на которых задействовано около половины трудоспособного населения.
Турецкая Республика Северного Кипра совершает большую часть торговли с Турцией и использует турецкую лиру, как законное платежное средство. Помощь из Турции является основой экономики этой зоны, что делает его очень уязвимой к различным экономическим или политическим потрясениям в Турции. Например, ТРСК испытывает те же темпы инфляции, которая существует и на материковой части Турции. Как только значение турецкой лиры падает против других валют, таких как доллар или евро, так же падает и покупательная способность турок-киприотов против импортируемых товаров из США или Европы. В 1998 году темпы инфляции на Северном Кипре составил 66 процентов, точно такой же, который был и в Турции. В экономике Северного Кипра доминирует сектор услуг, включая государственный сектор, торговлю, туризм и образование, в меньшей степени сектора сельского хозяйства и легкой промышленности. Почти одна треть рабочей силы в турецкой зоне являются членами профсоюзов. Минимальная заработная плата не облагается налогом и устанавливается ежегодно законом в соответствии с индексацией инфляции.
В период между 1963 и 1974 турецко-кипрская экономика показывала большинство симптомов экономической отсталости. Основной причиной для этого стала экономическая блокада и тот факт, что производственная база страны была недостаточной. Продолжающиеся экономические мероприятия зависели от нестабильных факторов, которые делали её развитие трудным. В настоящий период эти проблемы были превзойдены и достигнуто развитие более стабильной и здоровой экономики. Планированное развитие в первую очередь было направлены на восстановление производственных отраслей и отрасли туризма, расширение экспорта сельскохозяйственной продукции. Эти усилия были успешными в определенной степени, и после периода быстрого экономического роста, экономика обрела скромные, но и устойчивые темпы роста.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Экономика ТРСК зависит в большей степени от сельского хозяйства, чем на южной части Кипра. Хотя только одна треть площади острова находится под контролем Турции, на ее сельскохозяйственный сектор приходится 46 процентов от общего объема производства продукции растениеводства Кипра и 47 процентов населения животноводства. В сельском хозяйстве занято более 25 процентов рабочей силы турецкой части Кипра. Сельское хозяйство страны испытало серьезный удар в 1995 году, когда регион потерял почти 10 процентов своих лесов из-за крупного пожара. Сектор также пострадал из – за нормативные трудности, связанных с экспортом сельскохозяйственной продукции. Европейский суд постановил, что сельскохозяйственные продукты должны быть фитосанитарными (подтверждающий, что растения не имеют болезней) и иметь сертификаты от официально признанных властей Республики Кипр. В результате, многие сельскохозяйственные продукты Северного Кипра должны быть вывезены в Турцию, прежде чем попасть на европейские рынки.
Сельское хозяйство по-прежнему важно в экономике Северного Кипра, где основной продукцией являются цитрусовые, виноград и виноградные продукты, картофель и другие овощи. Другим недостатком является то, что турецкие киприоты должны принимать платежи за экспорт в турецких лирах вместо твердой валюты, такие как доллар или евро.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Добыча уже давно играет важную роль в экономике Кипра. В течение нескольких тысяч лет, остров был важным источником медных руд. Она также производит пирит, асбест, гипс, соль, мрамор, глину. В 1950 году на минералы приходилось почти 60 процентов всего экспорта и в отрасли было занято более 6000 человек. После обретения независимости в 1960 году, доля экспорта полезных ископаемых упала до 34 процентов. В 1974 процент горнодобывающего сектора в экономику ещё больше уменьшился.
В турецкой зоне, промышленность в 1998 году составила около 11,8 процентов от ВВП и 55,4 процента от общей численности занятых в этом регионе. Производство почти целиком основано на легкой промышленности, текстиле и одежде, как наиболее важных продуктах. Единственный пример тяжелой индустрии - это цементный завод в Богаз. С конца 1980-х годов, на одежду приходится более 30 процентов всего экспорта в турецком регионе, уступая лишь экспорту цитрусовых. В 1989 году, впервые, производство превысило вклад сельского хозяйства в ВВП, и он заметно вырос с тех пор.
ТУРИЗМ
Туризм является очень важным для функционирования кипрской экономики как на юге, и на севере. К 2001 году, Кипр стал популярным местом отдыха для многих европейцев. Предлагая естественные пляжи, теплый климат, и нетронутую природу, остров привлекает многих отдыхающих из соседних стран. Греческая зона более доступна для туристов благодаря наличию международных портов и круизных судов. Туризму в турецкой зоне препятствуют проблемы легитимности. ТРСК не признается в качестве независимого и суверенного государства какой-либо другой страной, за исключением Турции, страна не имеет консульских учреждений (Официальные представительства представляющие коммерческие интересы страны за рубежом) в других странах, где посетители или туристические агентства могут легко организовать путешествие. Туристы из Турции составляют более 80 процентов всех туристов, приезжающих на Турецкий Кипр. Несмотря на эти ограничения, туризм продолжает оставаться движущей силой экономики ТРСК. В 1999 году доходы от туризма были оценены в около $ 405 млн, что эквивалентно 43 процентов ВВП региона. Азартные игры разрешены и ТРСК служит важным местом отдыха для туристов, приезжающих из Турции, где казино запрещены. Турецкая зона является также и популярным местом для покупки недвижимости для материковых турок, здесь они имеют возможность воспользоваться преимуществами более низких налогов в регионе. И греческие и турецкие стороны имеют хорошую инфраструктуру туризма с достаточно хорошим качеством недвижимости, отелей и других объектов.