«Мы уже некоторое время говорим о формуле двух государств с нашими европейскими, американскими собеседниками, международными участниками и властями ООН. Пришло время поговорить о решении на основе создания двух государств на Кипре. Все остальные формулы были опробованы, и альтернативы исчерпаны. По словам Турков киприотов, основная проблема заключается в том, что кипрско-греческая сторона не принимает кипрско-турецкую сторону в качестве равноправного партнера. Вот почему спустя 40 лет проблема все еще находится в тупике».
Турция присоединится к переговорам только для разрешения десятилетий спора по поводу Кипра с предложением о создании двух государств на острове, заявил в четверг официальный представитель президента Ибрагим Калин, добавив, что предыдущие неудавшиеся предложения не должны стоять в повестке дня.
В понедельник лидеры Южного Кипра и Греции заявили, что примут только мирное соглашение, основанное на резолюции ООН, отвергающие формулу двух государств, поддерживаемую Турцией и киприотами-турками. Переговоры под эгидой ООН запланированы на следующий месяц. ООН собирается пригласить две общины Кипра и министров иностранных дел трех стран-гарантов - Греции, Турции и Великобритании - обсудить, как продвигаться вперед по вопросу, который разжигает напряженность между Анкарой и Афинами и усложняет энергетические проекты в восточном Средиземноморье. Предыдущие попытки объединить греков и киприотов-турок на острове федерации, не увенчались успехом.
Президент Турции Тайип Эрдоган заявил в среду, что единственный способ разрешить кипрский спор - это решение на основе создания двух государств, а не федерации, за которую выступают Южный Кипр, Греция, ООН и ЕС. Хотя основа, заложенная в резолюции ООН подтверждались на протяжении многих лет, Турция и киприоты-турки призывали к конфедерации или союзу двух государств. Киприоты-греки - международно признанное правительство острова и член ЕС - отказываются обсуждать эту формулу, поскольку она подразумевает суверенную власть киприотов-турок.
Резолюция 2561 (2021) Совета Безопасности о продлении мандата Вооруженных сил Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) на период в шесть месяцев была принята 29 января 2021 года. Как мы подчеркивали в прошлом, факт, что не было запрошено согласие турецкой стороны в отношении присутствия ВСООНК на острове, является важным упущением и игнорирует даже самые фундаментальные принципы ООН в отношении ее операций по поддержанию мира.
Мы ожидаем, что Организация Объединенных Наций продлит свой мандат также после получения согласия нашего государства. Кроме того, мы считаем необходимым напомнить, что ВСООНК могут проводить свои операции на нашей территории только благодаря доброй воле и конструктивной позиции наших властей. Мы будем и впредь настойчиво выполнять нашу законную просьбу о заключении официальной договоренности между нашими властями и ООН, чтобы гарантировать, что она осуществляет свои операции на нашей территории на должной основе.
Если эта законная просьба останется невыполненной, следует знать, что мы оставляем за собой право пересмотреть нашу добрую волю в отношении операций ВСООНК в нашей стране. Генеральный секретарь ООН в своем отчете «Миссии добрых услуг» от 8 января 2021 года предусматривает неформальную встречу ООН 5 +, цель которой - определить, существует ли общее видение между двумя сторонами.
Кипрско-турецкая сторона готова вести переговоры о модели урегулирования, основанной на двух государствах с суверенным равенством, и считает, что переговоры, основанные только на суверенном равенстве, принесут плоды. Недопустимо, что Совет Безопасности ООН закрывал глаза на взгляды Генерального секретаря ООН в своей резолюции, ссылаясь на так называемую модель урегулирования, которая неоднократно терпела неудачу. Настаивание на модели урегулирования, переговоры по которой между двумя сторонами ведутся более 50 лет, но без каких-либо результатов, служит цели только для сохранения статус-кво на острове.
Прошлые переговорные процессы, которые позволили кипрско-греческой стороне действовать под узурпированным названием «Республика Кипр» и подвергли киприотов-турок несправедливой изоляции, завершены.
Тот факт, что Совет Безопасности объясняет рост напряженности на острове и в нашем регионе неурегулированностью кипрской проблемы, является неприемлемым. Очевидно, что причиной напряженности в Восточном Средиземноморье являются провокационные действия кипрско-греческой стороны, которая по-прежнему далека от менталитета совместного использования и сотрудничества в отношении углеводородных ресурсов. Единственный способ снизить эскалацию ситуации в Восточном Средиземноморье - это сотрудничество кипрско-греческой стороны со стороной киприотов-турок, равных совладельцев природных ресурсов в регионе. Если Совет Безопасности ООН действительно желает положить конец напряженности, он должен призвать к сотрудничеству, дипломатии и диалогу, направленным на создание взаимозависимости и устранение глубокого кризиса доверия между двумя сторонами на острове.
Тот факт, что в настоящей Резолюции, как и в предыдущей, не упоминается размещение 223 конкретных огневых позиций вдоль границы администрацией киприотов-греков, используя пандемию в качестве предлога, является четким указанием на то, что Совет Безопасности ООН выбралповод, чтобы скрыть все более враждебные шаги кипрско-греческой стороны в буферной зоне. Решения кипрско-турецкой стороны относительно закрытого района Мараш, который является частью территории ТРСК, принимаются с должным соблюдением норм международного права. Мы считаем, что наше открытие в Мараше, которое стало символом статус-кво на острове, следует рассматривать как положительное событие. Противоречиво то, что Совет Безопасности ООН, с одной стороны, призывает к укреплению доверия между двумя сторонами, но, с другой стороны, он воздерживается от упоминания препятствий, созданных администрацией киприотов-греков в отношении переходов между двумя сторонами, направленных нанести удар по экономике киприотов-турок. Его молчание в отношении таких шагов администрации киприотов-греков лишь позволяет руководству киприотов-греков продолжать проводить аналогичную политику.
Совету Безопасности пора призвать к необходимым шагам для снятия изоляции, навязанной киприотам-туркам во всех сферах жизни, включая экономику, искусство, спорт, образование и культуру.
Кипрско-турецкая сторона считает возможным создание механизмов прямого общения и эффективного сотрудничества между властями ТРСК и администрацией киприотов-греков, двух равноправных совладельцев острова, в таких областях, как энергетика,