Уникальный памятник бывшей когда – то столицы Кипра и одного из самых богатых городов мира является одной их самых ярких достопримечательностей Кипра. Саламин, или Саламис, находится на восточном побережье, в шести километрах от города Фамагусты. Ранняя история зарождения города уходит глубоко в прошлое, и точная дата первых поселенцев неизвестна. Предположительно, он был основан в бронзовый век, когда различные племена мигрировали из Анатолии и с территории сегодняшней Греции. Согласно греческой легенде, по окончанию троянской войны, город был основан Теусером. Отвергнутый и изгнанный своим отцом Теламоном из родного дома, он высадился на восточном побережье и образовал здесь поселение. Будущий город был назван Саламисом, в честь острова, где был рождён Теусер .
Приблизительно в 1200 году до нашей эры, Саламис стал портом и, после того как недалеко расположенный Энгоми, древний порт на юго-востоке Кипра, стал засоряться, он стал возможностью для продолжения экспорта меди.
Географическое положение города, а также плодородная земля в дополнение к природной гавани, сделали город важным коммерческим и культурным центром. Город упоминается во многих ассирийских записях как об одном из королевств Кипра. Несмотря на то, что в то время Кипр был под контролем ассирийцев, город-государство Саламис наслаждался относительной самостоятельностью, отдавая дань ассирийскому царю, что позволяло накапливать богатство и власть.
Некоторые обычаи захоронения, наблюдаемые в царских гробницах Саламина, имеют непосредственное отношение к гомеровским обрядам, таких, как приношение в жертву лошадей или кувшинов с оливковым маслом в честь мертвых.
Наиболее важным правителем царства Саламиса был Эвагор (410-374 до н.э.), который происходил из древнего царственного рода этого города, и являлся потомком Теусера. Он смог стать правителем не только города, но и всего острова, выиграв свою независимость от Персидской империи. Благодаря своим обширным талантам, он поднял в необычайной степени могущество и благосостояние острова. Афинский оратор Исократ воспевал как таланты Эвагора, так и его образование и обширные добродетели. Мудрое правление царя сделало возможным процветание культуры и искусства в городе. В 306 г. до н.э., Саламис был местом морского сражения между флотами Димитрия (Македонского) и Птолемея (Египта). Димитрий выиграл битву и захватил остров.
В римские времена, Саламин стал частью римской провинции, пребывание губернатора было переведено в Пафос. Хотя Саламин перестал быть столицей Кипра, которая переместилась в Пафос, богатство и важность города не уменьшились.
Королевские гробницы в Саламисе были построены в 7 и 8 веках до нашей эры после троянской войны. Во время раскопок, было найдены множество уникальных предметов, таких как трон и кровать с инкрустацией слоновой кости, а также более мелких вещей, сделанных из слоновой кости или драгоценных металлов. Допускается, что гробница 1, в которой были найдены золотые ожерелья и слитки золота, принадлежала кипрской принцессе. Шесть других раскопанных гробниц также принадлежало богатым людям, но до сих пор неизвестно, были ли это члены королевских семей. Все гробницы находятся внутри кургана (насыпи), который имеет вход и галерею, ведущую к гробницам. Они были построены из огромных известняковых блоков. Возле некоторых гробниц можно увидеть останки скелетов лошадей , которые двигали катафалк, и выполнив свою задачу, были пожертвованы своим мёртвым хозяевам.
Несколько землетрясений привело к разрушению Саламина в начале 4-го века. Город был восстановлен под новым названием Констанция и стал епископальным местом, самым известным обитателем которого был святой Епифаний. Император Констанций II помог жителям не только сделать реконструкцию города , но и освободил их от уплаты налогов в течение короткого периода. Однако, природное уничтожение гавани привело к постепенному упадку города. Саламин был окончательно заброшен во время арабских нашествий в 7 веке (648 год) и жители переселились в город Арсиноя (Фамагуста).
Раскопки в Саламине начались в 1952 году. Большинство сохранившихся руин относятся к римскому периоду. Культурный центр Саламина в римский период находился в самой северной части города, где находятся гимназия, театр, вместимостью до 15 000 зрителей, стадион и общественные бани. Театр и гимназии были восстановлены. Многочисленные статуи находятся в центральной части гимназии.
До 11 века до н.э. границы города был прикованы к сравнительно небольшой области вокруг гавани, но они были расширены на запад, и занимали площадь, которая сегодня покрыта лесом. Кладбище Саламина охватывало большую площадь от леса по направлению к монастырю апостола Варнавы на запад, а также на юг и север. На протяжении более тысячи лет, город Саламис был похоронен в песках , которые и спасли уникальный памятник архитектуры от бессмысленного уничтожения в средние века. После 1974 года международное эмбарго помешало продолжению раскопок.