В наступающем году исполняется 50 лет одному из старейших замороженных конфликтов в мире – между Турцией и Грецией на разделенном острове Кипр.
Стратегически расположенный остров в восточной части Средиземного моря был разделен на международно признанный грекоязычный юг и тюркоязычный север в июле 1974 года, когда турецкие войска вмешались после переворота, организованного сторонниками союза с Грецией. Киприоты-турки провозгласили независимую республику в 1983 году. Но в последующие десятилетия большая часть международного сообщества, включая США, отказалась официально признать государство киприотов-турок. Переговоры по соглашению о разделе власти между двумя странами при содействии ООН не смогли разрешить разногласия. Редактор Washington Times по национальной безопасности Гай Тейлор недавно встретился с министром иностранных дел Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Тахсином Эртугрулоглу, чтобы обсудить дальнейший путь.
Вот некоторые вопросы и ответы.
- Верите ли вы, что до 50-й годовщины турецкой интервенции на Кипре в 2024 году будет прогресс в примирении между киприотами-турками и греками?
Нет. Основная причина заключается в том, как Совет Безопасности ООН и другие обращаются с киприотами-греками так, как будто они являются Кипром. Пока это продолжается, у киприотов-греков не будет стимула достичь соглашения с нами, их бывшими партнерами, в которых они не верят, что они равны им. Все останется как есть. Но истинное будущее острова – это два отдельных, суверенных равных государства, живущих бок о бок.
- Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН признают правительство киприотов-греков как суверенное образование. Президент ТРСК Эрсин Татар и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время недавней Генеральной Ассамблеи ООН призвали страны признать независимость ТРСК, в то время как администрация Байдена, судя по всему, препятствует этому. Итак, как продвигается ваше стремление к международному признанию?
Администрация Байдена — не Бог. Как вы знаете, президент Эрдоган постоянно говорит, что мир больше и сильнее, чем пять постоянных членов Совета Безопасности. «П-5» США, Великобритании, Франции, России и Китая уже не та, что была раньше. Признание ТРСК стоит на повестке дня. Возможно, члены П-5 не захотят этого сделать. Но мир состоит не только из этих пятерых.
- Важно ли, по вашему мнению, чтобы мир признал Северный Кипр суверенным государством?
Если вы хотите мира и стабильности в восточном Средиземноморье, которое является очень стратегически значимой частью мира, где слишком много заинтересованных сторон — это не только мы и киприоты-греки. это США, это Россия, это Великобритания, это Израиль, некоторые арабские страны — и интересы каждого проходят через эту область. Поэтому, если вы хотите, чтобы этот регион стал источником мира и стабильности, вы не можете продолжать дискриминировать киприотов-турок и отдавать предпочтение киприотам-грекаv