Несмотря на все усилия по решению кипрской проблемы, надежда на позитивные результаты переговорного процесса гибнет быстро. В специальном интервью газете « Kibris» в понедельник, Специальный советник генерального секретаря ООН по Кипру Эспен Барт Эйде высказал своё мнение, и к некоторым словам в его речи необходимо прислушаться.
«Если процесс переговоров опять не увенчается успехом, у меня возникает ощущение, что не стоит ожидать, что ООН вернется через пару лет, когда ситуация улучшится, и даст переговорам еще одну попытку. Я так не думаю и вот почему я волнуюсь. Но я был бы ещё более обеспокоен, если бы жил здесь. Надеюсь, я ошибаюсь, но должен сказать, что я беспокоюсь, потому что гладкого выхода из сложившейся ситуации может не быть».
«Президенты Южного и Северного Кипра! Если вы не вернетесь к столу, не ожидайте, что ООН вновь попытается вас усадить за него».
«Почему? Во-первых, скептицизм президента США, Дональда Трампа, в отношении международного участия велик. США финансируют 22% ООН, и я слышал, что агентства ООН готовятся к сокращению по крайней мере на 20%. ООН должна будет решить, стоит ли вкладывать ресурсы в добычу продовольствия в голодающих Южном Судане и Сомали, или платить за фрукты, которые обслуживаются на бесконечных встречах на Кипре.
Даже миротворческие силы не должны приниматься как должное, несмотря на то, что Кипр и Греция совместно финансируют до 45% их состава. Сейчас, для того, чтобы немедленно завершить 52-летнюю операцию миротворческих войск на Кипре, одному постоянному члену Совета Безопасности потребуется только одно вето. Раньше это было немыслимо, но сегодня в мировой политике нет ничего немыслимого.
Выход из переговоров будет дипломатически неудобным для греков-киприотов, но это нанесет серьёзный удар и по киприотам-туркам. Только в контексте переговоров и под эгидой ООН киприоты-турки имеют доступ к внешнему миру. Даже программа финансовой помощи ЕС, в отношении которой Республика Кипр имеет право на вето, при условии, что она действует в целях воссоединения.
Крах переговоров затронет греков-киприотов через природный газ. В настоящее время Республика Кипр (в отличие от Израиля) не имеет обязательныхэкспортных соглашений, главным образом благодаря низким объемам.
Предположим, что гораздо большие объёмы газа были найдены и Кипр, наконец, готов к производству примерно через пять лет. Турция никогда не уточняла, что конкретно она будет делать. Но мы знаем, что Эрдоган сказал: «Турция будет и впредь поддерживать деятельность кипрско-турецкой стороны для защиты своих равных и неотъемлемых прав на природные ресурсы вокруг острова». Недавно назначенный, Министр Иностранных Дел Турции, Мевлют Чавушоглу сказал: «Это Турция не может стоять на месте, пока киприоты-греки продолжают свою одностороннюю деятельность без учета законных прав и интересов киприотов-турок ».
Мы также знаем, что экономика Турции идет на неприятности, а рычаги влияния США на страну ослабевают.
Представьте себе, что может предпринять турецкое руководство, чтобы отвлечь внимание от слабой лиры, высокой инфляции и беспокойного населения дома?