В то время, когда стены и заборы стали вырастать по всей Европе в ответ на движение мигрантов, появилась надежда, что одна стена в одной части континента, наконец, будет разрушена в 2016 году.
После десятков лет разделения острова Кипр на северный и Южный, у всех проживающих здесь появилась вера, что политическое решение может объединить киприотов-турок на севере и киприотов-греков на юге в одно единое государство.
Для справки: начиная с 1974 года, после вдохновлённого Грецией переворота, и после- турецким военным захватом острова, Кипр был разделён на две части: треть – на севере, которая контролируется турецкими киприотами и две третьих на юге, под контролем греческих киприотов.
Итак, почему именно сейчас?
Катализатором для переговоров стали выборы Президента на Северном Кипре в апреле прошлого года. Мустафа Акинчи обещал добиться мирного соглашения с югом.
Переговоры между Президентами Мустафа Акинчи и Никос Анастасиадис начались в мае прошлого года.
Уместно сказать, что основная часть переговоров проводятся в Никосии, в буферной зоне ООН, в месте, застывшим во времени и символизирующим тупиковую ситуацию на Кипре.
Можно простить пессимизм киприотов, которые пожимают плечами, когда перспектива мирного соглашения поднимается. Они уже слышали это раньше.
В 2004 году план ООН, направленный на федерацию двух государств, был решительно отвергнут общественностью Южного Кипра в ходе референдума.
Двенадцать лет спустя, и возможно, сейчас политическая атмосфера изменилась.
Президенты двух стран имеют много общего. Они одного возраста, и оба родились в южном городе Лимассол.
В декабре прошлого года они выступили с совместным телеобращением пожелав жителям счастливого праздника и говорили о своих надеждах на объединение в 2016 году.
Прогуливаясь по центру Никосии, невозможно избежать напоминания о конфликте.
Буферная зоны ООН змеёй проходит через последнюю разделённую столицу Европы.
Она выстлана заброшенными, разваливающимися зданиями и бесконечными спиралями из колючей проволоки, опирающейся на нефтяные бочки.
Существует одно место в буферной зоне, где атмосфера кажется гораздо более приветливой.
Дом сотрудничества, или центр сообщества открыт для всех на острове, здесь проводятся занятия, где люди могут выучить греческий, турецкий и английский. Как говорят:
"Никогда не стоит недооценивать силу чашку кофе, особенно на Кипре».
Однако, несмотря на чувство надежды, остаются большие препятствия. Вопросы управления, безопасности, территории, и другие ещё предстоит решить
Коснёмся только нескольких:
Управление: новое государство должно быть основано на федеральной модели; но как свободна эта федерация должна быть?
Безопасность: Для греков-киприотов постоянное присутствие 35000 турецких войск на острове видится как безобразие и постоянное напоминание о том, что их страна оккупирована.
Многие турецкие киприоты считают турецкое военное присутствие жизненно важным, по крайней мере, пока они не почувствуют себя в безопасности в федеральном Кипре.
Территория: Около 200 000 киприотов были вынуждены покинуть свои дома в результате конфликта. Их возвращение, или соответствующая компенсация, будет сложным и затяжным процессом, несмотря на обещания мирового сообщества на финансовую помощь.
Однако после финансового кризиса на острове в 2013 году , решение об объединении могло бы помочь извлечь экономические дивиденды из ситуации, когда торговые пути в Турцию будут открыты.
Мировое сообщество должно учитывать не только экономические выгоды, но и международный пример, который может быть установлен в регионе.
"Символизм ситуации, когда в основном мусульманская община турок-киприотов и в значительной степени христианская община греков-киприотов собираются вместе - это был бы сильный сигнал для всего мира."